СОВРЕМЕННЫЕ ПОХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОУ И СЕМЬИ
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, возникает необходимость построения новой системы взаимодействия «Родитель-Ребенок-Педагог». По этой причине требования к поиску наиболее современных, эффективных и целенаправленных форм взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства достаточно высокие.
Основные результаты исследования, а именно изучение и анализ внешней и внутренней среды, позволяют говорить о проекте, имеющем теоретическую и практическую значимость, т.к. такой способ можно применять для совместной инновационной работы по дошкольному воспитанию детей и позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.
Цель: исследовать вопросы взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок - субъект внимания, а взаимоотношения педагогов и родителей - партнерские.
Методы исследования: теоретический анализ учебно-методической литературы, практическое применение различных формы взаимодействия педагогов и родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста, включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения.
Работа посвящена проблеме, изменения самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Оригинальность идеи состоит в том, чтобы от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей перейти к формированию компетентного родителя и осознанного родительства, т.е. при современном подходе к взаимодействию ДОУ и семьи задача дошкольного образовательного учреждения, сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.