Автор: Сергеева Оксана Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Место работы: МБДОУ д/с «Аленушка»
Правильная осанка с детства
Мечта родителей - здоровые и стройные дети. У детей свой мир и свое понимание осанки. Осанка - привычное положение тела ребенка. Она развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия.
В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется, и любое нарушение приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не завершено. Во многом он состоит из хрящевой ткани, этим обусловлен дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушению осанки при не правильном положении тела. Особую опасность неправильная осанка представляет для малоподвижных детей, т.к. мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают должного развития. Виду того, что прямая вертикальная поза не являются у человека наследственно фиксированной, возникает задача ее, постановки, через особую систему прижизненно складывающихся движений и действий.
Особую значимость эта проблема возникает в период предшкольной подготовки и начала школьного обучения. Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно - сосудистая и др. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
Осанка имеет не только эстетическое, но и социальное значение. Ведь максимальную работоспособность, как в труде, так и в учебной деятельности можно достичь, лишь имея, правильную осанку. Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы.
В нашем детском саду созданы все условия для двигательной деятельности детей и профилактической работы нарушений осанки. Для занятий в зале имеется необходимое современное оборудование: гимнастические стенки, массажеры, обручи разных размеров, хоппы для прыжков, дуги для подлезания, скакалки, гимнастические палки, ортопедические мячи разного размера.
Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями. Во все занятия включаются упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног. Чтобы создать естественный мышечный корсет, включаются гимнастические упражнения с различными предметами. Планируя занятие, я учитываю использование резиновых и теннисных мячей, обручей, палок, мешочков с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.
Упражнения для малышей 2-3 лет чаще носят игровой характер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием.
Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.
Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.
Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения [1]: прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания, стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны, вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.
Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме, например: «лыжник» – приседание с отведением рук назад; «кошка» - ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины; «Кто лучше и точнее выполнит упражнение»; «Делай как я» и др.
Частью занятия становятся упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки), и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранению ее дефектов я поддерживаюсь принципов индивидуально - дифференцированного подхода к каждому ребенку, постепенное нарастание трудности выполнения упражнения. При определении нагрузок учитываются уровень физической подготовленности и здоровья; распределение детей по физкультурным группам.
Систематические занятия, направленные на коррекцию профилактики осанки, позволяют непрерывное совершенствование органов и систем организма ребенка. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физкультурных занятий.
В своей работе использую упражнения, как динамического характера, так и такие, которые сопряжены с кратковременным мышечным напряжением. Работу по профилактике осанки провожу со всеми детьми, а не только с теми, у кого выявлено нарушение.
При выполнении различных упражнений с детьми для осанки я ставлю перед собой задачи по укреплению и развитию защитных сил организма, созданию уравновешенного и крепкого мышечного корсета, воспитанию привычки правильно держать тело, улучшению общей тренированности организма.
Большой интерес для формирования навыка правильной осанки вызывает у меня система физического воспитания, разработанная Н.Н.Ефименко, которая с успехом внедрена в практику работы с нашими воспитанниками. Любую форму двигательной активности детей он предлагает начинать из лежачих или горизонтальных положений, как наиболее естественных, простых, разгрузочных. И постепенно усложнять двигательный режим к более вертикальным, нагрузочным, гравитационным положениям стоя и далее в ходьбе, лазании, беге и прыжках. Причем, чем меньше возраст детей (1-3 года), тем более естественными, доминирующими для них в занятиях будут лежачие или горизонтальные положения (лежа на спине, на животе, на боку, переворот со спины на живот, ползание по-пластунски, упражнения на четвереньках, в позе сидя, на коленях). И наоборот, чем старше дети (5-7 лет), тем более предпочтительнее в их двигательной активности вертикальные положения, прямостояние, ходьба, лазание, бег, подскоки, прыжки. [3, с.26]
Такая работа становится еще эффективнее в сочетании со здоровьесберегающими технологиями на традициях чувашского народа, позволяющие внедрять в работу с детьми лучшие традиции оздоровления чувашского народа.
Всю работа по профилактике нарушения осанки я веду в тесном сотрудничестве с медицинскими и педагогическими работниками, в тесном взаимодействии с родительской общественностью. В начале и в конце учебного года детей осматривают врачи. Учитывая имеющиеся данные, медико-педагогическим персоналом детского сада определяются основные направления оздоровительно - профилактической и физкультурно-оздоровительной работы:
1.Организация рациональной двигательной активности.
2. Профилактика опорно-двигательного аппарата.
3. Коррекционная работа под наблюдением медицинского персонала.
Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов. Работа по созданию целостной системы по профилактике осанки начинается с работы с родителями, которая включает в себя следующее:
1. Дни открытых дверей, где родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии и получить соответствующую консультативную помощь по организации работы с детьми по профилактике нарушений ОДА в домашних условиях.
2. Педагоги детского сада в течение учебного года получают разнообразные необходимые рекомендации в форме консультаций, мастер-классов и др.
Конечно, за короткий срок трудно сформировать осанку, для этого необходимы постоянные занятия, направленные на профилактику и исправление дефекта. Поэтому я буду продолжать с этими детьми профилактическую, коррекционную работу и апробировать самые последние достижения медицинской и педагогической науки по этому вопросу.